Функциональная грамотность школьников
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
- читательская грамотность,
- математическая,
- естественнонаучная,
- глобальные компетенции,
- финансовая грамотность,
- креативное мышление.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ МБОУ ООШ № 18 от 31.08.2022 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
О внесении изменений в приказ о функциональной грамотности
План мероприятий по формированию функциональной грамотности в МБОУ ООШ № 18 в 2023-2024 уч.г.
Буклет "Педагогический глоссарий по функциональной грамотности"
Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:
Что значит быть грамотным в 21 веке
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке (практические рекомендации)